Самосознание, самооценка

СамооценкаСамооценка. Что такое самооценка?

Под понятием самооценка принято подразумевать ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам.  Основным критерием самооценки является система личностных смыслов индивида, то есть то, что кажется человеку значимым.  Самооценка человека выполняет две главные функции – регуляторную, на основе которой происходит решение задач личностного выбора и защитную, которая помогает обеспечивать относительную стабильность и независимость личности. Поэтому самооценка- это не то, каким вы являетесь или как вас видят окружающие, это то, что вы сами о себе думаете. Самооценка это состояние когда человек сам себя оценивает в различных областях, сам дает оценку тем или иным своим качествам,  например привлекательность, сексуальность, профессионализм и др.  От самооценки человека зависит его взаимоотношение с окружающими, требовательность к себе, критичность, отношение к успехам и неудачам.

Самооценка человека начинает формироваться с рождения и на протяжении всей жизни и может быть осознанно или неосознанно измененно. Одну из главных ролей в формировании самооценки играют личностные достижения и оценки окружающих. Формирование самооценки важно для современного человека.

Самооценка личности – это то, как индивид относится сам к себе, как он себя видит и кем считает. Самооценка личности формируется на основе убеждений по отношению к самому себе, на основе хороших и плохих качеств.

Виды самооценки.

Психологами принято рассматривать самооценку с различных точек зрения. Оценка себя в целом – это общая самооценка, оценка достижений в отдельных видах деятельности – парциальная самооценка.  Так же выделяют еще актуальную самооценку и потенциальную. Еще самооценка различается по уровню – высокая, средняя и низкая. Высокий или низкий уровень самооценки могут являться причиной личностных конфликтов.

Низкая или заниженная самооценка.

Причин влияющих на снижение самооценки  много, но чаще других психологи отмечают негативное внушение окружающих или негативное самовнушение. Низкая самооценка нередко обусловлена влиянием родителей в детстве, а в последующей жизни оценкой социума. Большое влияние на самооценку личности имеет сопоставление реального и идеального «Я», чем больше между ними разница, тем больше недовольство человека реальностью своих достижений и ниже уровень самооценки. У взрослых мужчин и женщин снижается уровень самооценки, когда они придают слишком большую важность тому или иному событию или считают, что недостаточно хороши, в сравнении с другими.

Завышенная или высокая самооценка.

Завышенная самооценка или мания величия – это переоценка себя и своих возможностей. Человек с высокой и завышенной самооценкой всегда считает, что он прав и все окружающие должны ему подчиняться.  Высокая самооценка так же вредна, как и низкая. При высокой самооценке человек формирует высокие требования к себе, ставятся нереалистичные цели, при не достижении которых человек может получить психотравму или заболеть.

Адекватная самооценка.

Чтобы стать уверенным в себе человеком нужно иметь адекватную самооценку. Адекватная самооценка – это совпадение ожиданий и возможностей  личности. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, помогает ставить и успешно достигать поставленные цели как в работе, творчестве так и в личной жизни. Адекватная самооценка придает такие полезные качества как предприимчивость, инициативность, способность адаптации к условиям различных социумов. Человека с адекватной самооценкой не пугает ответственность, вера в успех позволяет не обращать внимания и не зацикливаться на неудачах и ошибках.

Повышение уровня самооценки.

Существует множество способов для поднятия уровня самооценки. Повышение уровня самооценки формируется на основе мыслей и действий в различных ситуациях. Высокий уровень самооценки очень важен для личности, так как от уровня самооценки напрямую зависят ваши действия. Повышение уровня самооценки ведет к уверенным действиям и принятию правильных решений.

СамосознаниеСамосознание

Психологи выделяют три сферы, в которых осуществляется формирование личности – общение, деятельность, самосознание.

Одним из важнейших знаний человека касаемо своего «Я», состояний своего теля является самосознание. Таким образом, самосознание – это совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности. Самосознание не дано человеку с рождения, это продукт развития. По мере того как человек растет, приобретает жизненный опыт, у него происходит переосмысление жизни. Этот процесс ее переосмысления, который проходит через всю жизнь начинаясь в детстве, набирает обороты в юности, образует самое сокровенное и основное содержание внутреннего существа человека, определяет мотивы его деятельности и смысл тех задач которые он решает на протяжении всей жизни. Самосознание не проявляется непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания себя, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний.

Основным источником формирования отношений к себе как к личности является практическое знание человека о других людях. Самосознание ребенка начинает проявляться довольно рано в отделении в своем сознании людей от окружающего внешнего мира. Все это имеет огромную роль в общем развитии сознания ребенка, однако ребенку понадобится несколько лет, чтобы сформировать обобщенное отношение к себе, которое предполагает не только накопление знаний, но и развитие частичных форм самооценки.

В подростковом периоде наступает момент половой идентификации. Подросток под воздействием самосознания и самоосмысления с помощью мотивов и поступков в обыденной жизни, причисляет себя к определенному полу и принимает на себя предписанную традициями соответствующую половую роль. Человек начинает идентифицировать уже в детском возрасте  и продолжается всю последующую жизнь. Становление половой принадлежности в детстве связано с присвоением поведенческих форм, интересов, ценностей своего пола. Стереотипы мужского и женского поведения формируются в самосознании ребёнка посредством подражания представителям своего пола.

Выделяют два этапа формирования самосознания.

  • Первый этап помогает образовать схему собственного тела и формировать целостную систему чувственной самоидентификации.
  • На втором этапе самосознание достигает рефлексивного уровня, за счет совершенствования интеллектуальных возможностей и становления мышления.  Благодаря этому человек становится способным не просто отличать свое бытие от внешнего мира, но и осмысливать все в понятийной форме.

Основной функцией самосознания является то, что оно дает возможность человеку понять, каков он есть на самом деле. На уровне самосознания формируется чувство целостности и постоянства личности, которая в любых ситуациях способна оставаться сама собой.

К необходимости развития личности, самосознания и самооценки  люди приходят разными путями. Развитие своих способностей в области использования энергии Рэйки – один из самых прямых путей для саморазвития и приобретения адекватной самооценки.